Когда на улице минус тридцать, самое время заниматься конструкторскими разработками. Вот и наша инженерная группа решила «готовить телегу летом». В этот раз занялись изготовлением скоростного электровелосипеда.
Итак, условия задачи: построить скоростной «серийный» электровелосипед. Уточнение задачи:
1. «Серийность» предполагает, что мы будем использовать для переделки комплектующие, широко используемые и легко доступные в Украине. Т.е. ни о каких спецзаказах, титановых компонентах и европейских аккамуляторах речь не идет - в ход должны идти стандартные алюминиевые или стальные рамы и вилки, китайские контроллеры и «серо-желтые» мотор-колеса. Т.е. байк должен получиться сугубо утилитарным, уровня «соберем сами» и НЕдорого …
2. байк должен быть скоростной, т.е. КАК МИНИМУМ превосходить заявляемую производителями электровелосипедов рекомендуемую «максималку» в 35 км/ч. В идеале – позволять достигать 60 км/ч, которые являются «потолком» для серийных китайских скутеров-«полтинников». (Почему ставится именно такой ориентир? Т.к. в данном случае речь идет про электровелосипед ежедневного использования, то как раз единственным конкурентом электровелосипеду является именно скутер-«полтинник»).
Сначала прикинули необходимый двигатель: т.к. для линейного наращивания скорости мощность должна рости уже квадратично, мотор-колесо должно быть не менее 350W. С другой стороны, 800W колесо обладает чрезмерно большим весом и требованиям к тяговой батарее. По нашим расчетам, колесо в 500W должно было обеспечить достижение требуемой отметки в 60 км/ч.
Еще раз акцентирую внимание – мы хотели построить именно скоростной электровелосипед, а не ставить рекорды скорости. Поэтому исходя из опыта, мы решили ограничится планкой в 60 км/ч как предельной для длительного безопасного варианта езды. Кто реально ездил по длинным спускам «под грузом», например по крымским серпантинам, тот знает, что байк на скорости «за пятьдесят» превращается в низколетящий снаряд, который с трудом сдерживают даже дисковые тормоза. «За шестьдесят» - уже надобен недурственный опыт, чтобы не свернуть себе шею - а ведь мы говорим о движении с ПОСТОЯННОЙ скоростью, а не «спуститься с горки»…
Теперь главное – рама и колеса. Тут вроде все просто: нужна скорость - колеса побольше- вес поменьше. Ура! Смотрим на шоссейник. Внимательно смотрим… Что-то смущает в этих ободах и тонких спицах – берут сомнения в «отказоустойчивости» этой легкой и зарекомендовавшей себя годами конструкции, особенно на наших «слегка» неровных дорогах. Ладно, отставим в сторону – может действительно будем позже строить «рекордный» электровелосипед.
Другая крайность – легкий стальной малыш «Эльф». Ну тут сразу все ясно – не гонщик явно; зато с приходом лета ждет его модернизация под проект «дальнобой», т.е постройка электровелосипеда с запасом хода в 100 км.
Т.ч., следуя инженерным ограничениям, вырисовался «горный» байк с треугольной алюминиевой рамой и 26” колесами. Подобрали специальное мотор-колесо с возможностью установки дискового тормоза прямо на мотор, для крепления в переднюю вилку. Это и развесовку байка улучшило, и позволило повысить эффективность торможения. С нашей точки зрения, получилась оптимальная конструкция: идеальная нагруженость колес (спереди- мотор, сзади – аккумуляторы), мощная тормозная система («дискачи» на обоих колесах), большие диаметры колес и, вследствие этого – недурственный «выбег» самого байка.
Пора на стендовые испытания. Под стендовой нагрузкой велокомпьютер показал скорость 61,7 км/ч, что совпало с нашими расчетными величинами. В принципе, на такой скорости байк еще управляем, и можно передвигаться по дорогам общего пользования, а не только на треке.
И вот где теперь взять хотя бы 2-3 км сухого асфальта, чтобы проверить скоростной электровелосипед «в боевых условиях» на длинной дистанции?
Весна, где ты ?!!!...
Дата: Воскресенье, 05 Февраля 2012